ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ
Выпуск 7

Линии в фотографии

Совместный проект Тигирекского заповедника и газеты "Природа Алтая"
Линии и фигуры могут значительно влиять на фотографию и изменять её смысл
Наше зрительное и психологическое восприятие изображения тесно связано с геометрией. И под геометрией мы понимаем линии и фигуры, которые зритель может легко выделить на фотографии. Читаемые геометрические элементы встречаются не во всех сюжетных построениях, но если они присутствуют, то делают снимок более выразительным и сильным. Цель фотографа – найти такие элементы и сфотографировать. Линии и фигуры могут значительно влиять на фотографию и изменять её смысл и бывают даже важнее, чем сам объект съёмки.
Горизонтальные и вертикальные линии
Горизонтали. Забор
В фотографии, в отличие от иллюстраций и картин, линии носят, как правило, менее выраженный характер или могут быть воображаемыми. Понятно, что в реальном мире границы предметов не очерчивают предметы, но мы всё же говорим о линии горизонта, береговой линии, линиях изгибов частей тела и т. д. То есть края предметов мы воспринимаем как линии за счёт контраста между светом и тенями, фактурами, цветами, формами, скоростями и направлениями движения. Линии способны вызывать различные ассоциации. Например, горизонтальные – создают более спокойную атмосферу, чем вертикальные или диагональные. Имеет значение и чёткость линий. Тонкие линии создают эффект изящной лёгкости объектов в фотографии, мощные же придают твёрдость и жёсткость. Горизонтальная линия в фотографии, особенно в пейзаже, создаёт для зрителя некий при
вычный фундамент и ориентир. По этой причине горизонталь даёт ощущение привычной понятной сцены, что, как правило, успокаивает и умиротворяет. Но всё это верно только до тех пор, пока главный объект кадра не начинает доминировать над фоном и второстепенными объектами. В этом случае на сцену выходят другие законы и правила.
Диагонали
Диагонали. Песок
Для внесения в снимок динамики и движения можно прибегнуть к диагональным линиям. Диагонали создаются двумя способами: подбирается удачный сюжет с необходимыми элементами или поворачивается камера под углом относительно воображаемой линии горизонта. Невольно взгляд зрителя будет скользить сверху вниз или снизу вверх – таким образом создаётся иллюзия оживания фотографии. Диагонали придают гораздо больше динамики, чем вертикальные линии, и, по мнению многих мастеров фотографии, создают ощущение скорости, жизни неустранённого напряжения.
Кривые линии
Кривые линии. Лёд
В отличие от строгих прямых линий, кривые дают фотографу больше свободы для реализации замысла. Изгибаясь, они принимают бесконечные варианты форм, порой непредсказуемые и волнующие, что, несомненно, нравится зрителю. Такой тип линий в умелых руках может возбуждать у людей сильные эмоции, и этот эффект накладывает на фотографа определённую ответственность, особенно это касается подготовительного этапа,
до момента нажатия кнопки затвора. Работая с кривыми, следует задать вопрос: точно ли ваша композиционная конструкция вызовет желаемые ассоциации у людей? Чтобы ответить на него, изучайте своего зрителя, общайтесь с ним чаще. Ведь всё, что мы делаем, мы делаем, чтобы нас поняли, полюбили и поверили в нашу версию реальности.
Для закрепления материала предлагаем нашим читателям выполнить домашнее задание. Сделайте по нескольку кадров, прибегая к помощи упомянутых приёмов. Задание и ваши вопросы можно присылать до конца 2020 года по адресу densolo.photo@gmail.com или написать в редакцию газеты: prirodaaltai@mail.ru. Самые интересные снимки и комментарии к ним мы опубликуем в последующих номерах. Давайте расти вместе!